Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 36

Серьезной проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение меж­ду ЦБ РФ и Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.

* * *

Таким образом, банковская система Эстонии является наибо­лее благополучной среди банковских систем бывших прибалтий­ских республик СССР. Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили консолидацию банков­ского сектора, защитив его на переходном этапе от иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков, расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.

латвия

В Латвии в 1989—1992 го­дах появилось 67 финансово-кредитных учреждений, мно­гие из которых не располага­ли ни достаточным собствен­ным капиталом, ни квалифи­цированными специалистами. К 1995 году количество бан­ков сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У боль­шинства из прекративших свое существование банков были ото­званы лицензии, ряд из них объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11. Приведенная ди­намика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для бан­ковского сектора тяжелым периодом.

Наиболее громким и болезненным стало банкротство круп­нейшего латвийского банка Балтия (с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 % вкладов на­селения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Бал­тия привлекал депозиты под проценты значительно выше рыноч­ных, а также предоставил в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные российские гособ­лигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило од­ной из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступле­ния в бюджет Латвии за год.

Всего к началу 1996 году свою деятельность прекратили бан­ки, на долю которых приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что позволяет дать оценку этому про­цессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса простирались от рис­кового финансирования торговых операций и неудачных спекуля­ций с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика латвийского центрального банка, рас­сматривавшего конкуренцию как наиболее эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе­

ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и не­хваткой квалифицированных управленческих кадров.

Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при реше­нии вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуаль­ным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридичес­кие лица и акционеры банка компенсации не получили.

Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы бан­ковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либе­ральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным акти­вам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установлен­ной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в креди­товании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер ком­пенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Много­кратно повышен минимальный размер собственного капитала бан­ков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

Смотрите также

Банковский продукт – как инструмент удовлетворения потребности клиентов в условиях рынка
Коммерческий банк, выступая сегодня в Российской Федера­ции как юридическое лицо, самостоятельный агент, производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги, удовлетворяе ...

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...

Банковская система: уровни и характеристика
  Банковская система – система кредитно-финансовых учреждений, взаимодействующих между собой и имеющих конечной целью эффективное развитие экономики государства. В большинстве стран банковск ...