Серьезной проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение между ЦБ РФ и Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.
* * *
Таким образом, банковская система Эстонии является наиболее благополучной среди банковских систем бывших прибалтийских республик СССР. Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили консолидацию банковского сектора, защитив его на переходном этапе от иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков, расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.
латвия
В Латвии в 1989—1992 годах появилось 67 финансово-кредитных учреждений, многие из которых не располагали ни достаточным собственным капиталом, ни квалифицированными специалистами. К 1995 году количество банков сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У большинства из прекративших свое существование банков были отозваны лицензии, ряд из них объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11. Приведенная динамика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для банковского сектора тяжелым периодом.
Наиболее громким и болезненным стало банкротство крупнейшего латвийского банка Балтия (с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 % вкладов населения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Балтия привлекал депозиты под проценты значительно выше рыночных, а также предоставил в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные российские гособлигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило одной из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступления в бюджет Латвии за год.
Всего к началу 1996 году свою деятельность прекратили банки, на долю которых приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что позволяет дать оценку этому процессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса простирались от рискового финансирования торговых операций и неудачных спекуляций с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика латвийского центрального банка, рассматривавшего конкуренцию как наиболее эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе
ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и нехваткой квалифицированных управленческих кадров.
Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при решении вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуальным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридические лица и акционеры банка компенсации не получили.
Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы банковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либеральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным активам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установленной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в кредитовании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер компенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Многократно повышен минимальный размер собственного капитала банков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).
Смотрите также
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
...
Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...