Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 32

Правительство и Национальный банк Болгарии предпринима­

ют активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских кризисов, подобных кризису первой по­ловины 90-х годов. Помимо введения системы валютного управле­ния и установления жёстких требований достаточности собствен­ного капитала банков, введён запрет на рефинансирование ком­мерческих банков Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику, в результате которой банки превратились в финансо­вые пирамиды, которые перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что позволит при­влечь к суду «кредитных миллионеров».

* * *

Итак, банковский сектор страны, пройдя пик кризиса, нахо­дится в стадии реформирования в направлении денационализа­ции, привлечения иностранных инвесторов, повышения требова­ний банковского надзора с целью возврата доверия к националь­ной банковской системе.

Румыния

Нарождающийся фи­нансовый сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в результате банкротства нескольких банков и взаимных фон­дов. Сектор не отвечает по­требностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны. Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде всего, следующие: влияние

правительства на госбанки, неадекватное регулирование и несо­вершенство законодательной базы.

В 1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерчес­ких банков, однако финансовый сектор страны на 67% его сово­купных активов контролировался 4 крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.

В марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валют­ный рынок. Это стало следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту энергоноси­телей.

Весьма неудачными были действия Национального банка Ру­мынии и в области надзора за деятельностью коммерческих бан­ков страны, и в выборе механизма санации банков, столкнув­шихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Меж­ду тем своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса банковского сектора, связанного с техни­ческими банкротствами некогда ведущего частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.

Банк Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с нояб­ря 1995 года находился под особым надзором ЦБ, который оказы­вал ему большую финансовую поддержку. Всего банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия Феликс не был единственным банком, получавшим от нацио­нального банка помощь. В 1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрез­вычайным фондам, неоднократно оказывал поддержку испыты­вающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специаль­ных займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.

В 1996 году в Румынии произошла смена правительства и ре­формирование банковской системы пришло в движение. В сентяб­ре 1996 года Сенат одобрил предложение правительства, предус­матривающее следующие меры: Фонд частной собственности пе­редаёт находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государ­ственной собственности в обмен на акции других компаний; ка­питал банков наращивается за счёт эмиссий новых акций, но го­сударство пока не теряет контрольного пакета; государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парла­мент преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в полном владении государства, но подпа­

дающее под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка Румынии. СЕС остался по преимуществу сбе­регательным банком, но ему разрешили также заниматься и дру­гими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка обес­печены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Смотрите также

Предпроектное обследование объекта автоматизации
  ...

Системы банковских телекоммуникаций
       Банковские услуги в настоящий момент, как и в течении всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в на ...

Электронные платежи в банковской системе России
       К началу 1990-х годов банковская система нашей страны имела значительный опыт автоматизации банковских операций, в том числе расчетных, посредством разветвленной сети вычислительных ц ...