Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 32

Правительство и Национальный банк Болгарии предпринима­

ют активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских кризисов, подобных кризису первой по­ловины 90-х годов. Помимо введения системы валютного управле­ния и установления жёстких требований достаточности собствен­ного капитала банков, введён запрет на рефинансирование ком­мерческих банков Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику, в результате которой банки превратились в финансо­вые пирамиды, которые перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что позволит при­влечь к суду «кредитных миллионеров».

* * *

Итак, банковский сектор страны, пройдя пик кризиса, нахо­дится в стадии реформирования в направлении денационализа­ции, привлечения иностранных инвесторов, повышения требова­ний банковского надзора с целью возврата доверия к националь­ной банковской системе.

Румыния

Нарождающийся фи­нансовый сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в результате банкротства нескольких банков и взаимных фон­дов. Сектор не отвечает по­требностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны. Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде всего, следующие: влияние

правительства на госбанки, неадекватное регулирование и несо­вершенство законодательной базы.

В 1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерчес­ких банков, однако финансовый сектор страны на 67% его сово­купных активов контролировался 4 крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.

В марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валют­ный рынок. Это стало следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту энергоноси­телей.

Весьма неудачными были действия Национального банка Ру­мынии и в области надзора за деятельностью коммерческих бан­ков страны, и в выборе механизма санации банков, столкнув­шихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Меж­ду тем своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса банковского сектора, связанного с техни­ческими банкротствами некогда ведущего частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.

Банк Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с нояб­ря 1995 года находился под особым надзором ЦБ, который оказы­вал ему большую финансовую поддержку. Всего банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия Феликс не был единственным банком, получавшим от нацио­нального банка помощь. В 1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрез­вычайным фондам, неоднократно оказывал поддержку испыты­вающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специаль­ных займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.

В 1996 году в Румынии произошла смена правительства и ре­формирование банковской системы пришло в движение. В сентяб­ре 1996 года Сенат одобрил предложение правительства, предус­матривающее следующие меры: Фонд частной собственности пе­редаёт находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государ­ственной собственности в обмен на акции других компаний; ка­питал банков наращивается за счёт эмиссий новых акций, но го­сударство пока не теряет контрольного пакета; государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парла­мент преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в полном владении государства, но подпа­

дающее под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка Румынии. СЕС остался по преимуществу сбе­регательным банком, но ему разрешили также заниматься и дру­гими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка обес­печены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.

Страницы: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

Смотрите также

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ»
В состав автоматизированной системы «ОБМЕННЫЙ ПУНКТ» входит 3 АРМа: - АРМ «КАССИР». - АРМ «БУХГАЛТЕР». - АРМ «АДМИНИСТРАТОР». Каждый АРМ выполняет строго определенные функции на каждом этапе постр ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Содержание. Введение________________________________________________________________________________________________ 3 Раздел 1. Банк России, его п ...