Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 28

В целях санации, реструктуризации и модернизации крупных чешских банков правительство приняло решение продать принад­лежащие ему банковские акции иностранным инвесторам. Дос­тигнуто соглашение о приобретении японским инвестиционным банком «Номура» 36% акций ИПБ за 6 млрд крон (175 млн долл.) с условием увеличить собственный капитал ИПБ на такую же сумму. После этого «Номура» будет владеть почти половиной ка­питала ИПБ. Идёт поиск стратегического инвестора для избежав­шего банкротства только благодаря вмешательству ЦБ Агробанка. Планируется продать доли государства в капитале Комерчни бан­ка (50%), «Ческа спорительна» (45%) и ЧСОБ (65%).

\

Однако успех приватизации находится под вопросом из-за раз­горевшейся закулисной борьбы по поводу её методов. Нынешнее руководство банков стремится остаться у руля, воспользовавшись капиталом западных инвесторов. Для этого предлагается продавать государственные акции не одному инвестору, который в таком случае автоматически получает контроль над банком, а несколь­ким. (Осложняет приватизацию и то, что 15% акций Комерчни банка и 25% акций ЧСОБ принадлежит Словакии.

С целью частичного возврата утраченного в ходе кризиса дове­рия инвесторов Министерством финансов Чехии был разработан план, шэедусматривающий вывод нефинансовых компаний из-под контроля банков и их инвестиционных фондов, а также ряд дру­гих мер|

Вступившая в силу с 1 января 1998 года поправка к Закону о банках предусматривает проведение следующих мер:

• банкам запрещается контролировать свыше 50% акций не­финансовых компаний;

• участие в капитале любой отдельно взятой нефинансовой ком­пании ограничивается 15% собственного капитала банка; сум­ма всех пакетов акций, превышающих 10% капитала нефи­нансовых компаний, не должна превышать 60% собственно­го капитала банка;

• банкам запрещается назначать своих служащих в Советы ди­ректоров нефинансовых компаний;

• предписывается строгое разделение в банках инвестицион­ных и банковских операций, операций за свой счет и за счет клиентов.

Правительство подготовило также законопроект, по которому инвестиционные фонды, контролирующие, по некоторым оцен­кам, 18 из 60 крупнейших компаний страны, должны будут пони­зить своё предельное участие в капитале компаний с 20 до 11%. Вынуждая банки и инвестиционные фонды продавать принадле­жащие им пакеты акций, Правительство рассчитывает повысить ликвидность фондовых рынков и вывести их из состояния застоя.

Решением парламента создан новый надзорный орган, отве­чающий за финансовый сектор в целом, за исключением банков, надзор за которыми закреплён за ЦБ. Новая структура подчиняет­ся Министерству финансов. Иностранные инвесторы считают, что эта мера повысит прозрачность финансовых рынков и ограничит возможность злоупотреблений.

В отличие от Чехии, в которой стартовые условия для развития

банковского сектора были более чем благоприятными, Слоюкия после раздела ЧСФР столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В 1993 году инфляция приблизилась к 30% в год, де­фицит госбюджета за первую половину 1993 года достиг 50р млн долларов (около 10% ВВП), официальные резервы ЦБ составляли всего 200 млн долларов. Благодаря высокопрофессиональновй дея­тельности Национального банка Словакии, последовательной ре­ализации жесткой денежно-кредитной политики инфляция к 1996 году снизилась до 6 % в год (самый низкий показатель в регионе), а официальные резервы ЦБ превысили 3,3 млрд долларов. В ре­зультате кредитный рейтинг ЦБ повысился, по разным оценкам, до категории ВАА и ВВ+. Ведущие западные банки предоставляют словацким компаниям многомиллионные кредиты.

Вместе с тем экономика страны испытывает серьёзние про­блемы, и ЦБ весной 1997 года был вынужден повысить процент­ные ставки в стремлении защитить крону. Это вызвало у прави­тельства затруднения с финансированием дефицита бюджета. След­ствием стало одобрение в сентябре 1997 года правительством Сло­вакии поправки к Закону о национальном банке. ;

Поправка предусматривает более активное участие ЦБ в фи­нансировании бюджетного дефицита, а именно — обязанность ЦБ покупать государственные казначейские обязательства в раз­мере 10% от государственных доходов по сравнению с ранее уста­новленными 5%. Состав ответственного за принятие решений Бан­ковского совета расширен с 8 до 10 человек. Пятеро из них — независимые эксперты, чьи кандидатуры будут предлагаться Ми­нистерством финансов по согласованию с управляющим ЦБ и утверждаться правительством. Согласно прежней редакции закона совет состоял из управляющего и двух его заместителей (по долж­ности), остальные члены (как правило, руководящие сотрудники ЦБ) назначались правительством по предложению главы ЦБ. Ещё одно нововведение касается бюджета ЦБ, который согласно по­правке подлежит утверждению парламентом, а не Банковским советом. Подобное наступление правительства на независимость ЦБ подверглось резкой критике со стороны экспертов и предста­вителей ЦБ, опасающихся негативных последствий для стабиль­ности национальной валюты.

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Смотрите также

Банковская система России: институциональные изменения и показатели развития
Цель курсовой работы - разобраться  в российской банковской системе, её институциональных изменениях и сформировать мнение о состоянии банковской системы на сегодняшний день. Для этого я пр ...

Банковские риски: виды, методы управления
Банки - центральные звенья в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной экономики.      Рассмотрение банковских рисков и их управ ...

Банковская система России. Роль центрального банка России
Целью моей работы является изучение банковской системы России и роли Центробанка Российской Федерации. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банко ...