Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 28

В целях санации, реструктуризации и модернизации крупных чешских банков правительство приняло решение продать принад­лежащие ему банковские акции иностранным инвесторам. Дос­тигнуто соглашение о приобретении японским инвестиционным банком «Номура» 36% акций ИПБ за 6 млрд крон (175 млн долл.) с условием увеличить собственный капитал ИПБ на такую же сумму. После этого «Номура» будет владеть почти половиной ка­питала ИПБ. Идёт поиск стратегического инвестора для избежав­шего банкротства только благодаря вмешательству ЦБ Агробанка. Планируется продать доли государства в капитале Комерчни бан­ка (50%), «Ческа спорительна» (45%) и ЧСОБ (65%).

\

Однако успех приватизации находится под вопросом из-за раз­горевшейся закулисной борьбы по поводу её методов. Нынешнее руководство банков стремится остаться у руля, воспользовавшись капиталом западных инвесторов. Для этого предлагается продавать государственные акции не одному инвестору, который в таком случае автоматически получает контроль над банком, а несколь­ким. (Осложняет приватизацию и то, что 15% акций Комерчни банка и 25% акций ЧСОБ принадлежит Словакии.

С целью частичного возврата утраченного в ходе кризиса дове­рия инвесторов Министерством финансов Чехии был разработан план, шэедусматривающий вывод нефинансовых компаний из-под контроля банков и их инвестиционных фондов, а также ряд дру­гих мер|

Вступившая в силу с 1 января 1998 года поправка к Закону о банках предусматривает проведение следующих мер:

• банкам запрещается контролировать свыше 50% акций не­финансовых компаний;

• участие в капитале любой отдельно взятой нефинансовой ком­пании ограничивается 15% собственного капитала банка; сум­ма всех пакетов акций, превышающих 10% капитала нефи­нансовых компаний, не должна превышать 60% собственно­го капитала банка;

• банкам запрещается назначать своих служащих в Советы ди­ректоров нефинансовых компаний;

• предписывается строгое разделение в банках инвестицион­ных и банковских операций, операций за свой счет и за счет клиентов.

Правительство подготовило также законопроект, по которому инвестиционные фонды, контролирующие, по некоторым оцен­кам, 18 из 60 крупнейших компаний страны, должны будут пони­зить своё предельное участие в капитале компаний с 20 до 11%. Вынуждая банки и инвестиционные фонды продавать принадле­жащие им пакеты акций, Правительство рассчитывает повысить ликвидность фондовых рынков и вывести их из состояния застоя.

Решением парламента создан новый надзорный орган, отве­чающий за финансовый сектор в целом, за исключением банков, надзор за которыми закреплён за ЦБ. Новая структура подчиняет­ся Министерству финансов. Иностранные инвесторы считают, что эта мера повысит прозрачность финансовых рынков и ограничит возможность злоупотреблений.

В отличие от Чехии, в которой стартовые условия для развития

банковского сектора были более чем благоприятными, Слоюкия после раздела ЧСФР столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В 1993 году инфляция приблизилась к 30% в год, де­фицит госбюджета за первую половину 1993 года достиг 50р млн долларов (около 10% ВВП), официальные резервы ЦБ составляли всего 200 млн долларов. Благодаря высокопрофессиональновй дея­тельности Национального банка Словакии, последовательной ре­ализации жесткой денежно-кредитной политики инфляция к 1996 году снизилась до 6 % в год (самый низкий показатель в регионе), а официальные резервы ЦБ превысили 3,3 млрд долларов. В ре­зультате кредитный рейтинг ЦБ повысился, по разным оценкам, до категории ВАА и ВВ+. Ведущие западные банки предоставляют словацким компаниям многомиллионные кредиты.

Вместе с тем экономика страны испытывает серьёзние про­блемы, и ЦБ весной 1997 года был вынужден повысить процент­ные ставки в стремлении защитить крону. Это вызвало у прави­тельства затруднения с финансированием дефицита бюджета. След­ствием стало одобрение в сентябре 1997 года правительством Сло­вакии поправки к Закону о национальном банке. ;

Поправка предусматривает более активное участие ЦБ в фи­нансировании бюджетного дефицита, а именно — обязанность ЦБ покупать государственные казначейские обязательства в раз­мере 10% от государственных доходов по сравнению с ранее уста­новленными 5%. Состав ответственного за принятие решений Бан­ковского совета расширен с 8 до 10 человек. Пятеро из них — независимые эксперты, чьи кандидатуры будут предлагаться Ми­нистерством финансов по согласованию с управляющим ЦБ и утверждаться правительством. Согласно прежней редакции закона совет состоял из управляющего и двух его заместителей (по долж­ности), остальные члены (как правило, руководящие сотрудники ЦБ) назначались правительством по предложению главы ЦБ. Ещё одно нововведение касается бюджета ЦБ, который согласно по­правке подлежит утверждению парламентом, а не Банковским советом. Подобное наступление правительства на независимость ЦБ подверглось резкой критике со стороны экспертов и предста­вителей ЦБ, опасающихся негативных последствий для стабиль­ности национальной валюты.

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Смотрите также

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Банковская тайна
Банковская тайна и ее соблюдение включают несколько аспектов: юридический, организационный (охрана банка), технический (применение мер защиты к самим документам). Юридический ...

Электронные системы межбанковских расчетов
       Все ныне действующие системы банковских операций подразделяются на системы банковских сообщений и системы расчетов. Различие между ними заключается в том, что в рамках системы банковс ...