Длительное время президент Чехии и министр финансов не особенно обращали внимание на ход рыночных реформ, ссылаясь
на то, что свободный рынок сам решит проблемы. Но после краха ряда банков в 1996 году и закрытия инвестиционных фондов в результате крупных краж и присвоения средств, правительство вынуждено было пойти на принятие жёстких мер. Помимо них правительство решило создать независимую Комиссию по цен-нымюумагам и биржам США. Также Чехия начала разграничивать банковскую деятельность и деятельность по торговле ценными бума: 'ами.
* * *
С] >авнение банковских систем Чехии и Словакии представляет больи :ой интерес, так как их автономное развитие началось после разделения ЧСФР от одной отправной точки. Разный уровень экономического развития стран, становление словацкой банковской системы практически заново, разные подходы к вопросам регулирования деятельности банков привели к тому, что сейчас это уже две абсолютно разные банковские системы.
Чехия, имея более выгодные стартовые позиции, не испытывала в( первой половине 90-х годов инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно и продуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, хотя и имеющими большой опыт работы в дореформенном банковском секторе ЧСФР, но недостаточно адаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешских банках, контролировавших значительную долю промышленных предприятий, стали преобладать негативные тенденции, связанные с превышением допустимых норм кредитования и низким качеством кредитного портфеля. Наряду с низким уровнем банковского надзора, все это привело к серьезному банковскому кризису. Таким образом, Чехия не смогла в полной мере воспользоваться отличными стартовыми позициями.
В отличие от Чехии Словакия, оставшись практически без кадрового потенциала, менее промышленно развитая, изначально столкнулась с серьезными экономическими трудностями и была вынуждена реализовать жесткую денежно-кредитную политику. Для этого Национальный банк Словакии был наделен высокой степенью самостоятельности. Большое влияние на положительные результаты деятельности словацких банков оказало привлечение иностранных специалистов, обеспечивших создание современного механизма управления отдельными банками и банковской системой в целом.
В противоположность Чехии, уже прошедшей кризис и идущей по пути усиления роли Центрального банка и ужесточения норм банковского регулирования и надзора, Словакия не сделала правильных выводов из ошибок соседей и пошла по пути сокращения рамок самостоятельности национального банка. Наиролее опасным представляется увеличение обязательств банка п® финансированию дефицита государственного бюджета. Тем самым, словацкое правительство не смогло удержаться от опасного соблазна использовать ЦБ как источник недостающих ему средств.
Обе страны проводят работу по борьбе с отмыванием денег, что свидетельствует об их стремлении к европейской интег )ации, создают систему страхования вкладов. В целом развитие их б ihkob-ских систем следует оценить как поступательное.
болгария
\
В 1991 году в Болгарии было 60 государственных банков, к 1995 году их число сократилось до 11. Одновременно с сокращением госбанков появлялись новые частные банки. К 1996 году их количество увеличилось
до 35. В таком составе банковская система страны вошла в полосу тяжёлого кризиса. Проблемы в банковском секторе возникли из-за недействующих ссуд, накопившихся с 1991 года. Общая сумма долгов болгарским коммерческим банкам достигла 372 млрд левов, из которых 174 млрд приходится на госсектор, остальные — на частные компании. Центробанк, оставаясь акционером госбанков, чтобы не нанести ущерба репутации страны, принял меры по предотвращению их банкротства.
По международным стандартам, все госбанки Болгарии имели отрицательную величину чистых активов. Согласно докладу МВФ, распространённому в 1996 году, на рекапитализацию государственных и частных банков пришлось бы направить около 30% всех
государственных расходов. На конец 1995 года убытки болгарских банков составили 230 млн долларов. Огромные бюджетные расходы на санацию банковской системы воздействовали подрываюше на процесс преобразований в стране и не дали ожидаемого эффекта.
Смотрите также
Всемирная межбанковская система SWIFT
SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество
всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей
международной организацией в сф ...
Банковская система Российской Федерации
Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций. В том числе 6 клиринго ...
Приложения
...