Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 26

В 1993 году при разделении ЧСФР на два самостоятельных го­сударства (Чешскую и Словацкую республики) все федеральное имущество, которое было признано совместным, включая и иму­щество ряда банков, было разделено на три части, две из которых отошли Чехии, а одна — Словакии. Раздел произошел мирно и практически не отразился на стабильности финансовой ситуации — на протяжении 1991—1995 годов валютный курс сохранялся на уровне 27—28 крон за доллар США.

С 1 октября 1995 года конвертируемость чешской кроны значи­тельно расширилась: были сняты ограничения с международных расчетов и движения капитала. В результате чешские граждане не обязаны продавать свою валюту Центральному банку и получили возможность оплачивать заграничные счета (например, за лече­ние или обучение) без предварительного разрешения ЦБ, а также вывозить за рубеж неограниченное количество национальной ва­люты. В последнем случае осталось в действии лишь уведомитель­ное правило о вывозе за границу более 200 тыс. крон.

Было отменено лицензирование со стороны Чешского нацио­нального банка следующих операций:

• открытие за границей чешскими физическими или юриди­ческими лицами собственного предприятия;

• приобретение чешскими физическими или юридическими ли­цами более 10% капитала зарубежного предприятия;

• предоставление кредита для финансирования заграничного дочернего предприятия чешской фирмы;

• предоставление чешскими банками кредита иностранным юридическим или физическим лицам на срок более 5 лет;

• приобретение за границей недвижимости чешскими юриди­ческими или физическими лицами.

Однако иностранцы по-прежнему не получили права прямой покупки недвижимости в Чехии; для этого им необходимо прежде открыть здесь своё предприятие. Чешское правительство опасает­ся, что неограниченная скупка иностранцами недвижимости взвин­тит цены на жильё, что вызовет серьёзные социальные послед -

ствия. Приняв новый закон, Чехия выполнила положения статьи 8 устава МВФ относительно либерализации международны^ рас­чётов, что, в свою очередь, является предпосылкой для вступле­ния страны в ОЭСР.

Чешские предприятия и раньше активно обращались за кре­дитами к иностранным источникам, испросив для этого Лицен­зию ЦБ, что, впрочем, являлось чистой формальностью, рейчас отменена и она. Интерес к внешним источникам финансирования объясняется более выгодными условиями на международных фи­нансовых рынках: в Чехии процентная ставка колеблется между 11 и 15%.

Проводившаяся в Чехословакии приватизация в банковском секторе началась со специализированных банков, как наименее адаптированных к обслуживанию новой клиентуры и не способ­ствовавших развитию рыночной конкуренции. Приватизация про­водилась одновременно со значительной консолидацией их деби­торских кредитов, а также с мерами по увеличению собственного капитала и резервов за счет государственных средств. Часть безна­дежных долгов клиентов списана с банков за счет средств госбюд­жета или переоформлена в задолженность государства. В 1991 году был учрежден специальный Государственный консолидационный банк с функциями агентства по управлению долгами предприя­тий, принятыми от коммерческих банков государством. Благодаря принятым мерам, финансовое положение коммерческих банков с преобладающей долей государства было существенно улучшено.

В Чехии решение о приватизации не было спонтанным и во­люнтаристским. Ей предшествовала тщательная проверка баланса и финансового состояния банков престижными иностранными аудиторскими фирмами или с их участием по обычным междуна­родным правилам, новая оценка имущества, привлечение иност­ранных консультантов и поиск иностранных инвесторов. Была ут­верждена Ассоциация по гарантиям сбережений и вкладов, фи­нансируемая за счет средств государства и самих банков, суще­ственно подкрепившая их надежность и доверие к ним со стороны клиентуры.

В результате приватизации большая часть акций Промыслово­го банка была продана иностранному банку, другие распределены по ваучерам. Остальные спецбанки были приватизированы путем распределения акций между широким кругом мелких собственни­ков. Результат такой неудачной приватизации тормозит процессы формирования высокого качества менеджмента, выработку надеж­ной долгосрочной их стратегии.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Смотрите также

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ И СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БАНКОВСКОГО И ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА
  ...

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...