Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 26

В 1993 году при разделении ЧСФР на два самостоятельных го­сударства (Чешскую и Словацкую республики) все федеральное имущество, которое было признано совместным, включая и иму­щество ряда банков, было разделено на три части, две из которых отошли Чехии, а одна — Словакии. Раздел произошел мирно и практически не отразился на стабильности финансовой ситуации — на протяжении 1991—1995 годов валютный курс сохранялся на уровне 27—28 крон за доллар США.

С 1 октября 1995 года конвертируемость чешской кроны значи­тельно расширилась: были сняты ограничения с международных расчетов и движения капитала. В результате чешские граждане не обязаны продавать свою валюту Центральному банку и получили возможность оплачивать заграничные счета (например, за лече­ние или обучение) без предварительного разрешения ЦБ, а также вывозить за рубеж неограниченное количество национальной ва­люты. В последнем случае осталось в действии лишь уведомитель­ное правило о вывозе за границу более 200 тыс. крон.

Было отменено лицензирование со стороны Чешского нацио­нального банка следующих операций:

• открытие за границей чешскими физическими или юриди­ческими лицами собственного предприятия;

• приобретение чешскими физическими или юридическими ли­цами более 10% капитала зарубежного предприятия;

• предоставление кредита для финансирования заграничного дочернего предприятия чешской фирмы;

• предоставление чешскими банками кредита иностранным юридическим или физическим лицам на срок более 5 лет;

• приобретение за границей недвижимости чешскими юриди­ческими или физическими лицами.

Однако иностранцы по-прежнему не получили права прямой покупки недвижимости в Чехии; для этого им необходимо прежде открыть здесь своё предприятие. Чешское правительство опасает­ся, что неограниченная скупка иностранцами недвижимости взвин­тит цены на жильё, что вызовет серьёзные социальные послед -

ствия. Приняв новый закон, Чехия выполнила положения статьи 8 устава МВФ относительно либерализации международны^ рас­чётов, что, в свою очередь, является предпосылкой для вступле­ния страны в ОЭСР.

Чешские предприятия и раньше активно обращались за кре­дитами к иностранным источникам, испросив для этого Лицен­зию ЦБ, что, впрочем, являлось чистой формальностью, рейчас отменена и она. Интерес к внешним источникам финансирования объясняется более выгодными условиями на международных фи­нансовых рынках: в Чехии процентная ставка колеблется между 11 и 15%.

Проводившаяся в Чехословакии приватизация в банковском секторе началась со специализированных банков, как наименее адаптированных к обслуживанию новой клиентуры и не способ­ствовавших развитию рыночной конкуренции. Приватизация про­водилась одновременно со значительной консолидацией их деби­торских кредитов, а также с мерами по увеличению собственного капитала и резервов за счет государственных средств. Часть безна­дежных долгов клиентов списана с банков за счет средств госбюд­жета или переоформлена в задолженность государства. В 1991 году был учрежден специальный Государственный консолидационный банк с функциями агентства по управлению долгами предприя­тий, принятыми от коммерческих банков государством. Благодаря принятым мерам, финансовое положение коммерческих банков с преобладающей долей государства было существенно улучшено.

В Чехии решение о приватизации не было спонтанным и во­люнтаристским. Ей предшествовала тщательная проверка баланса и финансового состояния банков престижными иностранными аудиторскими фирмами или с их участием по обычным междуна­родным правилам, новая оценка имущества, привлечение иност­ранных консультантов и поиск иностранных инвесторов. Была ут­верждена Ассоциация по гарантиям сбережений и вкладов, фи­нансируемая за счет средств государства и самих банков, суще­ственно подкрепившая их надежность и доверие к ним со стороны клиентуры.

В результате приватизации большая часть акций Промыслово­го банка была продана иностранному банку, другие распределены по ваучерам. Остальные спецбанки были приватизированы путем распределения акций между широким кругом мелких собственни­ков. Результат такой неудачной приватизации тормозит процессы формирования высокого качества менеджмента, выработку надеж­ной долгосрочной их стратегии.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Смотрите также

Денежная реформа в Республике Казахстан
Вся история денежных доктрин показывает, что и их появление и борьба определялись, как правило, конкретными практическими задачами, ответа на которые требовало развитие хозяйственных отноше ...

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ...

Банковская система в условиях трансформационной экономики
Тема данной курсовой работы – банковская система в условиях трансформационной экономики. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из центральных звен ...