Большое значение приобретает то обстоятельство, что помимо постоянной работы по поиску и привлечению новых клиентов банки все больше внимания призваны уделять более качественному и разностороннему удовлетворению запросов уже имеющихся клиентов в частности за счет использования смежных или дополнительных услуг.
Банковская практика свидетельствует о том, что сектор домохозяйств является сектором финансовых излишков и предъявляет спрос на услуги по вложению капитала. Предпринимательский сектор, напротив, регулярно сталкивается с проблемой дефицита финансирования и предъявляет спрос на услуги по кредитованию.
В результате банк, клиентами которого являются преимущественно частные лица, будет своего рода инвестиционным институтом и окажется перед необходимостью поиска вложения привлеченных капиталов; а банк, обслуживающий в основном предприятия, будет финансирующим институтом, вынужденным искать возможности привлечения финансовых ресурсов. В принципе обе эти задачи по восстановлению финансового равновесия могут быть решены посредством обращения к другим финансовым институтам, но тогда это будет искусственное равновесие. Если руководство банка сочтет риски, связанные с эти искусственным установлением равновесия, в долгосрочном аспекте неприемлемыми, то оно должно разработать такую рыночную стратегию, которая была бы нацелена на завоевание дополняющего сектора рынка и тем самым на достижение естественного равновесия.
К внутренним факторам конкурентной позиции, непосредственно зависящим от деятельности банка, относятся
- его репутация,
- уровень цен на услуги,
- набор предоставляемых услуг и их качество,
- возможность предоставления новых услуг или нового качества услуг по сравнению с конкурентами,
- уровень обслуживания клиентов,
- маркетинговая деятельность по продвижению услуг банка на рынке.
Внешние факторы включают
- мотивы поведения и предпочтения клиентов по отношению к банковским услугам,
- структуру их доходов по различным группам и тенденции к ее изменению,
- деятельность конкурентов,
- состояние и тенденции изменения банковского законодательства, политической и экономической ситуации.
При изучении предпочтений и мотивов поведения, существующих и потенциальных клиентов банка, предстоит получить ответы на следующие вопросы:
- из каких источников они узнали об услугах, предлагаемых банком,
- по каким мотивам, и с какими целями они обратились или хотели бы обратиться в банк,
- какие виды банковских услуг в целом и услуг, предлагаемых данным банком, пользуются спросом,
- какие новые виды или новое качество банковских услуг они хотели бы получить,
- каково будет их отношение к предлагаемым банком конкретным новым видам или новому качеству банковских услуг,
- удовлетворены ли клиенты уровнем обслуживания в банке, и какие имеются у них пожелания по его улучшению,
- каково мнение клиентов о рекламе банка и других используемых им методах продвижения услуг на рынке.
Особое значение имеет изучение мотивации клиентуры в рамках приобретения банковских услуг. Здесь учитываются такие факторы, как выявление потребности в какой-то конкретной услуге банка, наличие необходимой информации о данном продукте и о банке, способном его предоставить, выбор из различных вариантов, предлагаемых рынком, решение о приобретении такого рода банковского продукта.
Совершенно очевидно, что лидерами среди предпочтений клиентуры выступают надежность банка, что многие связывают с участием в них государства, а также наличие полноценной и достаточно обширной информации.
Смотрите также
Банковская система и тенденции ее развития в Россиии
Банковская система является неотъемлемой составляющей
экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между
промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. ...
Виды электронного банковского обслуживания
Сегодня любой банк во всем
мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и
кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на
перемещени ...
Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...