Организация проверок с использованием отчетности и на месте
Взаимодействие банков с органами финансового надзора / АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА / Организация проверок с использованием отчетности и на месте
Страница 1

В марте-апреле т.г. Банком России проведены инспекционные проверки 517 кредитных организаций (или 39% от общего количества кредитных организаций) по вопросам соблюдения требований положений Закона и нормативных актов Банка России, в части фиксирования, хранения и представления в КФМ России информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в отношении организации в кредитных организациях внутреннего контроля.

В соответствии с нормативными актами Банка России [27], кредитные организации и их филиалы являются объектами контроля со стороны Банка России за исполнением Закона о борьбе с отмыванием денег [6]. Банк России проводит инспекционные проверки для определения:

· соответствия деятельности кредитной организации в части хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю и организации внутреннего контроля в кредитных организациях по противодействию легализации преступных доходов

· организации работы кредитной организации в области противодействия легализации преступных доходов

· достоверности представляемой в Банк России отчетности кредитной организации.

В своей статье директор Департамента инспектирования кредитных организаций Банка России В.В. Ткаченко[17] указывает на то обстоятельство, что одним из наиболее распространенных видов нарушений, выявленных в ходе инспекционных проверок кредитных организаций Банком России, является некачественная работа или полное отсутствие службы внутреннего контроля в кредитных организациях.

Напомним, что Банк России не регламентирует строгого порядка осуществления банками внутреннего контроля в отношении борьбы с преступными доходами, а лишь предлагает схему внутреннего контроля, носящего рекомендательный характер, что соответствует отдельным положениям Заявления «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» [25]. Подобный, несколько либеральный подход, является оптимальным, и разрабатывался таким образом, чтобы не допустить излишнего давления на кредитные организации со стороны надзорного органа. Однако есть и отрицательная сторона данного подхода. Дело в том, что после вступления в силу «антиотмывочного» Закона большинство банкиров поступило следующим образом[18]. При разработке правил внутреннего контроля за подозрительными сделками банки учли рекомендации Банка России, но частично. Банкиры руководствовались тем, что совсем не учитывать рекомендации главного банка страны может существенно повредить имиджу банкиров, а это не лучший подарок для любой кредитной организации. Поэтому в основу внутреннего контроля были положены рекомендации, соответствующие Закону №115-ФЗ [6]. А по поводу того, что рекомендации выполнены не полностью банкиры замечают, что рекомендации не являются законом. Можно с пониманием отнестись к банкам, поскольку, например, до сих пор остается открытым вопрос, что делать, если банкир сообщил о «сомнительной» сделке в соответствии с рекомендациями Банка России и клиент об этом узнал. Клиент может обвинить банкира в стремлении опорочить его деловую репутацию. И в случае судебного разбирательства по данному вопросу суд будет руководствоваться Федеральным законом, а не рекомендациями Банка России.

Также остается открытым вопрос о мерах воздействия к банку при невыполнении им рекомендаций Банка России. В своих нормативных правовых документах Банк России ссылается на Статью 75 Закона о Центральном банке Российской Федерации [8], устанавливающего санкции к банкам за невыполнение требований Банка России и предусматривающие наказание, вплоть, до отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности.

Таким образом, представляется очевидным, что рекомендации по организации внутреннего контроля должны носить законодательный характер и устанавливаться для безоговорочного их исполнения со стороны банков.

В настоящее время КФМ России не правомочен осуществлять проверки кредитных организаций на предмет соблюдения ими Закона №115-ФЗ [6]. Поскольку существует риск того, что конкретный банк может игнорировать данный закон и не представлять сведения. Более того, Банк России, осуществляющий проверки кредитных организаций, не обязан информировать КФМ России о кредитных организациях, постоянно нарушающих данный Закон [там же] равно как и привлекать специалистов КФМ России для участия в данных проверках. Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие Банка России с КФМ России по рассматриваемому вопросу находится еще в стадии зарождения.

При подходе к вопросу о сущности проверок кредитных организаций Банк России исходит из принципа, что банковская проверка является частью банковского надзора, и это справедливо в части определения финансового положения дел в банках, оценки достаточности собственных средств, и т.п. Однако на сегодняшний день представляется очевидным, что проверка кредитной организации по вопросам соблюдения внутреннего контроля в части соблюдения ею Закона №115-ФЗ [там же] требует участия специалистов КФМ России.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Денежная масса: методы измерения и контроль
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот ...

Банк России: его функции и взаимоотношения с кредитными организациями
Содержание. Введение________________________________________________________________________________________________ 3 Раздел 1. Банк России, его п ...

Вексель и вексельное кредитование: содержание и российская практика применения в кредитных учреждениях
Ни один из инструментов современного финансового риска, кроме, конечно, са­мих денег во всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться по своей истории и знач ...