Политика «знай своего клиента» является основополагающим элементом 40 Рекомендаций ФАТФ [Прилож. 2]. Все страны ФАТФ применяют положения Рекомендаций 10 и 11, посвященных мерам, необходимым для установления личности клиентов финансовых учреждений. Кроме этого, необходимость применения таких мер диктуется Статьей 3 Директивы Совета Европы от 10 июня 1991 года №91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов», обязательной для применения всеми странами-членами Европейского Союза.
а) Общие законодательные требования для банковских институтов
В подавляющем большинстве стран - участниц ФАТФ требования по идентификации клиентов в банках введены законодательными актами. Однако в двух странах требования по идентификации закреплены указами (Турция) или инструкциями (Япония). В некоторых странах (Гонконг, Сингапур) этот вопрос регулируется указаниями, которые усиливают требования Закона. В других странах требования идентификации клиентов для большинства банковских институтов предусмотрены законами, для прочих секторов - специальными инструкциями. В Нидерландах принят Закон об Идентификации (Финансовые Услуги). И, наконец, в Швейцарии идентификация клиентов предусмотрена как законодательными актами (Уголовный Кодекс предусматривает наказание за недостаточную бдительность при идентификации лица, по поручению которого совершается операция), так и другими нормативными документами (Конвенция о надлежащей бдительности банков, Указания Федеральной банковской комиссии).
Большинство стран - членов ФАТФ ввели в свое законадательство указания по проверке клиентов банков в период с 1990 по 1996 гг. после принятия 40 Рекомендаций. В то же время до принятия соответствующих законов, в ряде стран были приняты внутренние указания для отдельных видов бизнеса по обеспечению стандартов по идентификации клиентов в отсутствие законодательных требований (например, в Италии, Люксембурге, Новой Зеландии, Великобритании). В дополнение к введению в силу законов и инструкций, надзорными органами или торговыми ассоциациями были выпущены дополнительные указания для небанковских финансовых институтов. Однако содержание этих указаний варьируется, и не все они содержат разъяснения Закона.
Мероприятия по идентификации клиентов применяются как к банкам, так и к небанковским институтам. В некоторых странах (Австралия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания) идентификация распространяется также на всех участников нефинансового бизнеса или на некоторых из них, когда они осуществляют финансовую деятельность.
б) Содержание законодательных требований при проведении идентификации физических лиц
Открытие счетов и банковских расчетных книжек
Виды документов, которые необходимо представлять для идентификации физических лиц, открывающих счета, обычно установлены в циркулярах или указаниях (например, Германия или Португалия). Во Франции документы, необходимые для идентификации физических или юридических лиц, перечислены в положениях Закона. В Канаде документы, необходимые для идентификации, указаны в Положении о Криминальных доходах (отмывании денег). Указания могут также содержать детали для установления идентификации клиентов.
Каждая страна самостоятельно устанавливает перечень документов, необходимых для идентификации клиентов. В большинстве стран требуется представить официальный документ, содержащий фотографию и подпись. Чаще всего это удостоверение личности, паспорт, водительские права, карта социального страхования и специальные удостоверения иностранцев или беженцев. Могут быть представлены и такие документы, как свидетельство о браке, муниципальная карта личности, военное удостоверение, карточка полицейского или удостоверение, выданное банком. В Скандинавских странах часто запрашивается персональный идентификационный номер, а при открытии депозитного счета в США должны быть представлены идентификационный номер налогоплательщика или номер социального страхования.
В Норвегии кроме перечня документов, имеющих необходимый уровень защищенности, существует перечень документов, которые его не имеют. Последний перечень включает свидетельство о рождении, кредитные карты, проездные билеты на автобус и поезд, членские карточки объединений или школьные сертификаты. В Дании принимаются только те документы, которые трудно подделать. Однако решение о необходимости перепроверить подлинность документов принимается каждым продавцом финансовой услуги самостоятельно. Фактически система требует, чтобы продавцы услуг изучали в обязательном порядке по крайней мере два документа, а чаще три и более.
Смотрите также
Банковские услуги
Проводимая
в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.
Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив
развития банков и ...
Банковская система России
Одной из основных и неотъемлемых структур в экономике
является банковская система. Развитие банков шло параллельно и тесно
переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом ба ...
Дилинг
Первым делом хотелось
бы сформулировать примерное определнние понятия ДИЛИНГ, раскрытию
которого посвящается данный реферат.
ДИЛИНГ – это вид операций
(сделок) с валютой, направленный на ...