Коммерческие банки и их деятельность. Операции коммерческих банков
Статьи о банковском деле и кредитовании / Государственное регулирование банковской системы / Коммерческие банки и их деятельность. Операции коммерческих банков
Страница 6

Финансовые услуги.

Под влиянием усиливающейся межбан­ковской конкуренции проявляется тенденция к расширению операций коммерческих банков. Среди них можно выделить факторинговые, лизинговые и трастовые операции. Первые два вида (факторинговые, лизинговые) включаются в группу актив­ных ссудных операций.

Факторинг представляет собой переуступку банку не опла­ченных долговых требований, возникающих между контрагента­ми в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказа­ния услуг, и является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Банк приобретает право от предприятия инкассировать дебиторскую задолжен­ность (право получения платежа по платежным требованиям). Одновременно банк кредитует оборотный капитал клиента и бе­рет на себя его кредитный риск.

Факторинг экономически выгоден для предприятия-клиента. Во-первых, предприятие сразу получает основную часть денежной выручки, экономит на расчетах со своими поставщиками, по­скольку покупка у них товара с немедленной оплатой дешевле, чем покупка в кредит. Во-вторых, выкуп банком-посредником счетов-фактур исключает для клиента опасность неплатежа.

Факторинговые операции осуществляются банком на дого­ворной основе с клиентом. Предварительно для заключения до­говора факторинговый отдел банка анализирует кредитоспособ­ность поставщика, изучает информацию о финансовом состоянии его должников. Перед заключением договора поставщик должен представить банку необходимую информацию о переуступаемых требованиях, содержащую данные о плательщиках, условиях по­ставок продукции, суммах переуступаемых требований и др.

Новым, развивающимся видом операций коммерческих бан­ков являются лизинговые.

Лизинговые операции заключаются в предоставлении на усло­виях аренды на долгосрочный период машин, оборудования, не­движимости и других элементов основного капитала предпри­ятиям-арендаторам.

В лизинговой сделке обычно участвуют три стороны. В лице собственника имущества — лизингодателя, предоставляющего имущество в пользование на условиях лизингового соглашения, чаще всего выступают лизинговые компании или коммерческие банки. Пользователем имущества — лизингополучателем являет­ся юридическое лицо (предприятие любой формы собственно­сти). Кроме того, в лизинге участвует продавец имущества — по­ставщик, которым может быть производитель или торговое предприятие.

Обычно потенциальный лизингополучатель сам подбирает поставщика нужного для него имущества, но, не имея возможно­сти приобретения его в собственность, обращается к лизингода­телю, например банку, с просьбой об участии в сделке. Банк покупает имущество у поставщика в собственность за счет своих средств и сдает его лизингополучателю на условиях, оговорен­ных в соглашении. Таким образом банк оказывает пользователю финансовую услугу, сходную с кредитной операцией. Банк при­обретает имущество в собственность за полную стоимость, кото­рую возмещает за счет периодических взносов клиента.

Усиливающаяся конкуренция между коммерческими банками и другими кредитно-финансовыми институтами за привлечение клиентов привела к развитию трастовых доверительных опера­ций.

Под трастом в практике банка понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуще­ством, деньгами, имущественными или иными правами) другой стороны в пользу клиента.

Трастовые операции осуществляются банком по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Согласно заключенному договору доверенное лицо приобретает соответст­вующие права и выступает распорядителем имущества, включая остатки средств на банковских счетах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом (по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на комплексном анализе рынка, ...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ...

Система организации труда
Система организации труда на предприятии представляет собой комплекс основных направлений деятельности различных видов, форм и методов организации, нормирования и оплаты труда, направленных на обесп ...