характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные
методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда
государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие
условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие
юридические лица принимать нужные государству решения.
- Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что
как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и
его составных частей подготавливаются не как директивные планы,
обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их
выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться.
Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет,
который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за
выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство
финансов страны.
-Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип
заключается в том, что денежная система должна быть организована таким
образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой -
расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных
средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит,
недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость
денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис.
Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих
развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота
необходимой массой денежных средств и др.
- Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим
принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в
хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками
кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран,
денежные знаки в оборот не должны поступать.
- Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В
условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются
находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и
другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными
бумагами и другими долговыми обязательствами.
- Принцип неподчиненности центрального банка правительству и
подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание
устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной
задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы
существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач
начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость
денежного оборота будет нарушена.
В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую
текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически
отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать
преодолению разногласий между центральным банком и правительством.
- Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке
Смотрите также
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...
Банковский маркетинг. Часть 2
Маркетингом
(по-английски marketing, от market - рынок) называют современную систему
управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанную на
комплексном анализе рынка, ...
Банковская система. Денежно – кредитная политика и ее проявление в Республике Молдова
В работе показана сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система,
проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения,
тенденции ра ...