Лекция 1
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 1
Страница 3

Правительствам штатов были предложены различные вариан­ты вывода из кризиса госбанков. При этом размер и способы гос­поддержки увязывались с тем, откажется ли штат от права конт­роля над своим банком в пользу федерации. Если банк оставался под контролем штата, то на правительство штата возлагалась обя­занность предоставить план его санации и 50% необходимого ка­питала, остальные 50% выделяло центральное правительство. В случае отказа штата от прав на банк федерация получала право приватизировать, ликвидировать, слить госбанк с другими банка­ми или преобразовать в государственный банк развития. Так, пра­вительство штата Минас-Жеранги заключило с федеральным правительством соглашение о финансовой помощи в размере 950 млн. реалов на санацию и последующую приватизацию местного банка Кредитреал.

Другим примером реформирования бразильских госбанков ста­ло решение правительства штата Рио-де-Жанейро приватизиро­вать принадлежащий ему банк Банерджи. С этой целью в 1995 году его управление было поручено частному банку Бозано Симонсен за символическую плату. При этом бонусом для управляющего банка является условие получения им 20% прибылей и 5% продажной стоимости банка Банерджи при его приватизации. До Бозано Си­монсен банк Банерджи управлялся непосредственно центральным банком страны.

Имея 218 отделений, 11,5 тыс. служащих, 1,5 млн. клиентов и располагая значительной недвижимостью, второй по величине бразильский банк Банерджи, основным акционером которого яв­лялось государство, играл важную роль в национальной экономи­ке. Однако его операционные издержки были выше, чем у конку­рентов частного сектора. Его убытки составляли 7,5 млн. француз­ских франков в день, а задолженность штата перед банком дос­тигла 1,8 млрд. франков.

Серьёзным шагом на пути реформирования национального банковского сектора стало облегчение доступа капитала к бра­зильской банковской отрасли: национальные банки впервые по­лучили возможность размещать АДР на международных рынках. До начала реформы банковского сектора деятельность иностран­ных банков в стране была официально запрещена. Запрещена так­же была внешнеэкономическая деятельность местных банков. Все корреспондентские счета в иностранной валюте были открыты в центральном банке страны (запрет на открытие инвалютных сче­тов сохранён и до сих пор).

Теперь в Бразилии насчитывается 22 иностранных банка и 24 банка со смешанным капиталом. В стране действует 30-процентное ограничение на владение банковскими акциями для иностранных инвесторов. Совокупные активы инобанков составляют 34,7 млрд. долл., с 1995 года их доля на местном рынке выросла с 4 до 7%, а банков со смешанным капиталом — с 6,3 до 7,4%. Центробанк Бразилии рассматривает список ещё из 16 инобанков, желающих получить разрешение на работу с местной клиентурой. Возможно, к 2000 году на долю международных банков будет приходиться до 25% местного банковского сектора, притом, что активы местных банков составляют 510 млрд. долл. Интерес инобанков к банковс­кому рынку Бразилии объясняется успешной реализацией про­граммы стабилизации экономики, начатой в 1993—1994 годах. Про­грамма способствовала подавлению гиперинфляции (с 2000% в годовом исчислении до однозначной цифры), а также росту на потребительские кредиты и новые банковские продукты.

Также повышенный интерес зарубежных инвесторов в целом объясняется поддерживавшимися в Бразилии высокими процент­ными ставками. В результате Бразилия даже была вынуждена ввес­ти ограничение на приток иностранного капитала с целью оста­новить поток спекулятивных инвестиций, которые могли подпитать инфляционные процессы. Введённое ограничение предусмат­ривало, что при инвестировании в специальные приватизацион­ные фонды иностранцы должны были заплатить вступительный налог в размере 5%. Минимальный срок долговых обязательств бразильских компаний, мобилизующих финансовые средства на зарубежных рынках облигаций, был увеличен с 2 до 3 лет.

В январе 1997 года правительство страны одобрило приобрете­ние 100% акций местного банка Сожерал французским банком Сосьете Женераль, разрешения на расширение своих розничных операций получили американские Сити-банк и Бэнк оф Бостон. Вслед за ними, в феврале, английский банк Ллойде объявил о намерении приобрести контрольный пакет акций своего бразиль­ского партнёра в банке Мултиплик. Целью сделки является полу­чение контроля над отделом потребительского кредита, имеющим 4,5 млн клиентов. В марте того же года испанский банк Сантандер приобрёл контрольный пакет акций местного банка Жерал де Комерсиу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ И СОПРЯЖЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ БАНКОВСКОГО И ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА
  ...

Денежная масса: методы измерения и контроль
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот ...

Деятельность коммерческих банков
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, ...