Лекция 1
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 1
Страница 5

Количество совершаемых в Бразилии банковских операций приближается к показателю в Германии. На бразильцев старше 18 лет, обладающих годовым доходом свыше 5 тыс. реалов, прихо­дится 2,4 счёта, что выше, чем в США, но всё же почти вдвое меньше, чем в Германии. Только один бразилец из пяти может позволить себе обладать счётом в банке (у 77% населения всё ещё нет банковских счетов). Несмотря на то, что предоставляемые ме­стными банками услуги отличаются зачастую низким качеством, в частности, на оплату чеками могут уйти часы стояния в очере­дях, Бразилия вместе с тем обладает одной из наиболее эффективных в мире электронных систем чекового клиринга.

До недавнего времени законодательство страны было весьма либеральным в отношении сомнительных финансовых операций. Ещё в 1996 году разгорелся серьёзный скандал, причиной которо­го послужили случаи финансового мошенничества на многие мил­лиарды долларов в двух крупных бразильских банках Banco Nacional и Banco Econimico. Эти факты были преданы огласке, когда бан­ковская индустрия уже переживала кризис доверия в связи с ох­ватившими её затруднениями с ликвидностью. Счета Banco Nacional подвергались мошенническим манипуляциям с 1986 года, когда он начал «выдавать» фиктивные займы сотням клиентов с целью сокрытия в своих отчётах безнадёжных долгов на сумму 4,6 млрд. долларов.

В сложившейся ситуации способность Центробанка компетент­но осуществлять надзорные, контрольные и регулирующие функ­ции была подвергнута сомнению. Согласно заявлению руковод­ства Центробанка страны ему было известно о затруднениях Banco Nacional ещё в октябре 1995 года, но о неблаговидных делах в банке оно не знало. Центробанк принял на себя его безнадёжные долги и продал ликвидные активы банку Unibanco до обнаруже­ния факта мошенничества. Центробанк Бразилии был вынужден признать, что его неспособность заблаговременно обнаружить финансовые махинации Banco Nacional свидетельствует о серьёз­ных просчётах службы банковского надзора. По просьбе прави­тельства в Бразилию прибыла миссия Международного валютного фонда для оказания помощи в совершенствовании функций Центробанка, а представители последнего были командированы за рубеж для изучения опыта других стран.

По мнению аналитиков, кризисные явления в банковской от­расли Бразилии возникли в результате того, что банки, получая большие доходы в условиях высокой инфляции, после её обузда­ния переключились на операции по кредитованию. Но не все бан­ки освоили эту работу, и у них накопилось много просроченных ссуд. Кроме того, уровень бухгалтерского учёта и отчётности, рав­но как и всей финансовой информации, крайне низок, и из ана­лиза балансов невозможно определить качество банковских акти­вов. К тому же в Бразилии почти не практикуются в законодатель­ном порядке преследования компаний и их аудиторов за махина­ции с отчётностью.

По данным Казначейства США, на счетах в бразильских бан­ках находится порядка 20 млрд. долларов наркомафии. В связи с этим США проявляет серьёзную озабоченность широким проник­новением наркодолларов в бразильскую финансовую систему. Под давлением США в начале 1998 года Президент Бразилии Ф. Кардозо подписал, а сенат одобрил закон об отмывании денег, кото­рое теперь считается уголовным преступлением и наказывается тюремным заключением от 4 до 10 лет. Законом предусмотрено создание Совета по контролю за финансовой деятельностью, в задачи которого входит сбор данных с целью предотвращения ис­пользования финансовой системы для отмывания денег. В Совет входят представители федеральной полиции, налоговой службы, центрального банка, комиссии по ценным бумагам и некоторых других ведомств. В него должна стекаться информация о крупных операциях компаний и частных лиц, подозрительные случаи бу­дут передаваться полиции для расследования. Банкам, эмитентам кредитных карточек, лизинговым компаниям, фондовым и фью­черсным рынкам вменяется в обязанность представлять централь­ному банку и налоговой службе информацию по всем финансо­вым операциям объёмом свыше установленного максимума. В со­ответствии с законом финансовые институты обязаны сообщать налоговым властям о всех операциях, превышающих 14 тыс. дол­ларов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

Денежная масса: методы измерения и контроль
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот ...

Депозитная политика коммерческого банка
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средст ...

Банковские риски: виды, методы управления
Банки - центральные звенья в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночной экономики.      Рассмотрение банковских рисков и их управ ...