Количество совершаемых в Бразилии банковских операций приближается к показателю в Германии. На бразильцев старше 18 лет, обладающих годовым доходом свыше 5 тыс. реалов, приходится 2,4 счёта, что выше, чем в США, но всё же почти вдвое меньше, чем в Германии. Только один бразилец из пяти может позволить себе обладать счётом в банке (у 77% населения всё ещё нет банковских счетов). Несмотря на то, что предоставляемые местными банками услуги отличаются зачастую низким качеством, в частности, на оплату чеками могут уйти часы стояния в очередях, Бразилия вместе с тем обладает одной из наиболее эффективных в мире электронных систем чекового клиринга.
До недавнего времени законодательство страны было весьма либеральным в отношении сомнительных финансовых операций. Ещё в 1996 году разгорелся серьёзный скандал, причиной которого послужили случаи финансового мошенничества на многие миллиарды долларов в двух крупных бразильских банках Banco Nacional и Banco Econimico. Эти факты были преданы огласке, когда банковская индустрия уже переживала кризис доверия в связи с охватившими её затруднениями с ликвидностью. Счета Banco Nacional подвергались мошенническим манипуляциям с 1986 года, когда он начал «выдавать» фиктивные займы сотням клиентов с целью сокрытия в своих отчётах безнадёжных долгов на сумму 4,6 млрд. долларов.
В сложившейся ситуации способность Центробанка компетентно осуществлять надзорные, контрольные и регулирующие функции была подвергнута сомнению. Согласно заявлению руководства Центробанка страны ему было известно о затруднениях Banco Nacional ещё в октябре 1995 года, но о неблаговидных делах в банке оно не знало. Центробанк принял на себя его безнадёжные долги и продал ликвидные активы банку Unibanco до обнаружения факта мошенничества. Центробанк Бразилии был вынужден признать, что его неспособность заблаговременно обнаружить финансовые махинации Banco Nacional свидетельствует о серьёзных просчётах службы банковского надзора. По просьбе правительства в Бразилию прибыла миссия Международного валютного фонда для оказания помощи в совершенствовании функций Центробанка, а представители последнего были командированы за рубеж для изучения опыта других стран.
По мнению аналитиков, кризисные явления в банковской отрасли Бразилии возникли в результате того, что банки, получая большие доходы в условиях высокой инфляции, после её обуздания переключились на операции по кредитованию. Но не все банки освоили эту работу, и у них накопилось много просроченных ссуд. Кроме того, уровень бухгалтерского учёта и отчётности, равно как и всей финансовой информации, крайне низок, и из анализа балансов невозможно определить качество банковских активов. К тому же в Бразилии почти не практикуются в законодательном порядке преследования компаний и их аудиторов за махинации с отчётностью.
По данным Казначейства США, на счетах в бразильских банках находится порядка 20 млрд. долларов наркомафии. В связи с этим США проявляет серьёзную озабоченность широким проникновением наркодолларов в бразильскую финансовую систему. Под давлением США в начале 1998 года Президент Бразилии Ф. Кардозо подписал, а сенат одобрил закон об отмывании денег, которое теперь считается уголовным преступлением и наказывается тюремным заключением от 4 до 10 лет. Законом предусмотрено создание Совета по контролю за финансовой деятельностью, в задачи которого входит сбор данных с целью предотвращения использования финансовой системы для отмывания денег. В Совет входят представители федеральной полиции, налоговой службы, центрального банка, комиссии по ценным бумагам и некоторых других ведомств. В него должна стекаться информация о крупных операциях компаний и частных лиц, подозрительные случаи будут передаваться полиции для расследования. Банкам, эмитентам кредитных карточек, лизинговым компаниям, фондовым и фьючерсным рынкам вменяется в обязанность представлять центральному банку и налоговой службе информацию по всем финансовым операциям объёмом свыше установленного максимума. В соответствии с законом финансовые институты обязаны сообщать налоговым властям о всех операциях, превышающих 14 тыс. долларов.
Смотрите также
Денежная масса: методы измерения и контроль
Важнейшим количественным показателем денежного
обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем
покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот ...
Депозитная политика коммерческого банка
Специфика
банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в
том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а
за счет заемных средст ...
Банковские риски: виды, методы управления
Банки
- центральные звенья в системе рыночных отношений. Развитие их деятельности -
необходимое условие реального создания рыночной экономики. Рассмотрение банковских
рисков и их управ ...