Лекция 1
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 1
Страница 7

ЦБЧ обеспечивает стабильность реального обменного курса песо посредством его привязки к валютной корзине, состоящей на 45% из доллара США, на 30% из немецкой марки и на 25% из иены. С учётом темпов инфляции ЦБЧ регулярно изменяет пари­тет национальной валюты. При этом курс песо может колебаться в пределах ±10% от базисного валютного курса. Для удержания его в этом коридоре ЦБЧ прибегает к интервенциям на валютном рынке.

Проведённое в 1992—1995 годах сокращение числа работников ЦБЧ с 1300 до 650 человек и закрытие всех его 5 филиалов не позволило банку выйти из полосы убытков, прежде всего из-за старых долгов, оставшихся от банковского кризиса 1983 года.

В середине 1991 года под напором иностранного капитала Чили ввела в действие порядок, направленный на ограничение его при­тока в страну. Эта политика основывается на двух механизмах. Во-первых, прямые инвестиции должны приходить в экономику стра­ны на срок не менее года. Во-вторых, для защиты от притока спе­кулятивного капитала 30% всех непрямых иностранных инвести­ций, включая торговые кредиты, должны депонироваться в цент­ральном банке сроком на один год без начисления процентов. Эти резервные требования являются скрытым налогом, размеры кото­рого обратно пропорциональны срокам пребывания капитала в стране. В настоящее время механизм сдерживания притока иност­ранного капитала несколько видоизменён: минимальные резерв­ные требования по депозитам в иностранной валюте установлены в размере 30% по сравнению с требованиями по внутренним опе­рациям: 9% — по вкладам до востребования и 3,6% — по срочным депозитам.

В 1986 году Центральный банк Чили предписал экспортёрам погашать все экспортные кредиты выручкой от экспорта за пери­од не более одного года. Кроме того, в тех же целях ЦБ решил не продлевать сроки погашения иностранных кредитов, на которые не распространялось требование о внесении обязательных депози­тов. ЦБ также ввёл штраф для должников, не купивших вовремя иностранную валюту для погашения иностранных кредитов. Вели­чина штрафа составляет 4% от суммы кредита.

Эти меры, обеспечившие сокращение суммарного притока капитала и сдвиг сроков погашения в сторону долгосрочных обя­зательств, наряду с поддержанием внутренних процентных ста­вок, укреплением песо и жёсткой бюджетно-налоговой полити­кой, обеспечили снижение темпов инфляции, уменьшение уяз­вимости финансовой системы страны, позволили избежать чрез­мерных заимствований, поддержать международную конкурентос­пособность и устойчивость чилийской экономики.

В конце 70-х — начале 80-х годов Чили также пыталась ограни­чить приток капитала с помощью беспроцентных резервных тре­бований. Это, однако, не помогло избежать крупного валютного и банковского кризиса 1982—1983 годов, когда национальная валю­та была девальвирована более чем на 90% и правительству при­шлось спасать многие банки. Во многом это было вызвано тем, что в то время банки были в значительной степени неконтролируемы и им позволялось спекулировать недвижимостью и предоставлять сомнительные кредиты своим владельцам. Масштабная реформа 1986 года создала надёжную банковскую систему, введя жёсткие нормативы банковских рисков и операций с разветвлённой систе­мой проверок на местах.

В период мексиканского банковского кризиса наглядно про­явились основные недостатки банковской системы Аргентины. В это время начались массовые изъятия депозитов из провинциаль­ных банков. В ряде из них ЦБ был вынужден даже приостановить операции. Всего отток депозитов составил 8 млрд. долларов (18% от общей суммы). При этом число банков в стране было явно из­быточно — 166, причём 80% вкладов было сосредоточено в 50 банках. Закономерным следствием возникшей ситуации стала по­ощряемая властями волна слияний и поглощений, в ходе которой количество банков сократилось до 130. Также были закрыты плохо управляемые банки.

В целях оказания помощи банкам в решении проблем с ликвидностью в экстремальных ситуациях Центробанк страны создал чрезвычайный резервный фонд, из которого банкам выделялись деньги под залог ценных бумаг. Среди прочих принятых в Арген­тине мер следует отметить создание в марте 1995 года трастового фонда в 2,5 млрд долларов для рекапитализации банков, могущих вновь стать платёжеспособными, и восстановление системы стра­хования депозитов, упразднённой в начале 90-х годов. Тогда она возместила убытки в несколько миллиардов долларов и тем са­мым подхлестнула инфляцию. Особенностью новой системы стра­хования депозитов стало то, что для нужд гарантийного фонда привлекаются минимальные резервы, которые банки должны дер­жать на счетах в ЦБ. Обязанность отчислять в страховой фонд оп­ределённый процент от хранящихся вкладов вызвала неудовольствие со стороны ряда крупных банков. Система страхования депозитов начала работать с 18 апреля 1995 года, распространяется на вклады, сделанные после указанной даты, и даёт 100-процен­тную гарантию по вкладам до 10 тыс. долларов со сроком хране­ния до 3 месяцев и по вкладам до 20 тыс. долларов с более дли­тельным сроком хранения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Банковская тайна
Банковская тайна и ее соблюдение включают несколько аспектов: юридический, организационный (охрана банка), технический (применение мер защиты к самим документам). Юридический ...

Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание: Введение                                                                                                  3 ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика.     ...

Системы банковских телекоммуникаций
       Банковские услуги в настоящий момент, как и в течении всего периода перехода России к новому типу экономики, являются одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности в на ...