В период новейшей истории деятельность центрального банка страны находилась в зависимости от других государственных властей: закон 1936 года допускал их прямое вмешательство в управление банком (с этого года Банк Франции стал подконтролен правительству и руководители основных подразделений Банка назначались правительством). Так, 15 регентов были заменены 20 советниками, из которых лишь 2 избирались Генеральной Ассамблеей. Для управляющего и его двух заместителей была отменена обязанность быть держателями определенного количества акций. Детальное описание светофор т4 здесь.
Согласно закону от 2 декабря 1945 года капитал Банка Франции был передан 1 января 1946 года государству, вследствие чего Банк Франции до сих пор сохраняет статус государственного учреждения. Реформы 1936-го и 1945 года вывели из сферы частных интересов всякое участие в управлении эмиссионным центром и упрочили государственный контроль, однако не урезали независимость управляющего по отношению к органам государственной власти и не сократили признанную за банком управленческую автономию.
В 1973 году в уставные документы были внесены очередные поправки. Состав Генерального совета претерпел серьезные изменения: советники стали назначаться не как представители определенных экономических и финансовых кругов, а исходя из их личной компетентности. Существенно возросли полномочия Генерального совета. Число ревизоров, представляющих государство, было сокращено с 2 человек до 1, но полномочия оставшегося ревизора существенно возросли. За Министерством экономики и финансов было оставлено право одобрять распределение прибыли и размер дивидендов.
Лишь в 1993 году с принятием Закона об Уставе Банка Франции он стал в определенной мере независимым. Независимость Банка Франции обеспечивается тем, что на него возложена ответственность за определение и проведение денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности цен в рамках общей экономической политики правительства, а также коллегиальностью его руководства.
Закон провозглашает принцип гласности и определяет условия, на которых Банк Франции должен отчитываться за свою деятельность перед органами государственной власти. Предусмотрено, что управляющий Банком Франции должен не реже раза в год направлять Президенту Республики и Парламенту отчет об операциях Банка, денежно-кредитной политике и ее перспективах. Кроме
того, информация о счетах Банка Франции доводится до сведения Комиссий по финансам Национального собрания и Сената. Управляющий Банком Франции может заслушиваться Комиссиями по финансам обеих палат по их запросу и сам может попросить эти комиссии заслушать его.
Основным инструментом денежно-кредитной политики является регулирование процентных ставок, чья динамика непосредственно влияет на динамику валютного курса франка и на количество денег в обращении. Кроме того, уровень процентных ставок, разница между краткосрочной и долгосрочной процентными ставками оказывают прямое воздействие на спрос субъектов экономики на кредиты и регулирует направление финансовых потоков между денежными вложениями и неденежными финансовыми активами. Механизм регулирования процентных ставок основан на осуществлении кредитных интервенций на межбанковском рынке через кредитные аукционы или под залог векселей на срок 5—10 дней. Бывшим, более «грубым» инструментом денежно-кредитной политики являются обязательные резервные требования.
Режим обменного курса и паритет франка устанавливаются Правительством, а Банк Франции от имени государства и в рамках общих направлений валютной политики, формируемых министром экономики и финансов, регулирует соотношение франка и иностранных валют.
Все упомянутые функции Банка Франции имеют в большей или меньшей степени непосредственно экономическую направленность. Когда банк осуществляет выпуск банкнот для облегчения обращения ценностей малыми количествами; когда он держит под контролем валютные курсы и проводит интервенции с целью поддержания в требуемых пределах той или иной валюты;
или же, в ещё большей степени, когда он вмешивается в работу денежного рынка с целью изменения в ту или иную сторону про- ;
Смотрите также
Банковская система в условиях трансформационной экономики
Тема данной курсовой работы –
банковская система в условиях трансформационной экономики. Эта тема была
выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
центральных звен ...
ПАССИВНЫЕ
ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
...
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
Тема данной курсовой работы –
Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития. Эта
тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из
це ...