Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 2

В период новейшей истории деятельность центрального банка страны находилась в зависимости от других государственных вла­стей: закон 1936 года допускал их прямое вмешательство в управ­ление банком (с этого года Банк Франции стал подконтролен правительству и руководители основных подразделений Банка назначались правительством). Так, 15 регентов были заменены 20 советниками, из которых лишь 2 избирались Генеральной Ассам­блеей. Для управляющего и его двух заместителей была отменена обязанность быть держателями определенного количества акций.

Согласно закону от 2 декабря 1945 года капитал Банка Фран­ции был передан 1 января 1946 года государству, вследствие чего Банк Франции до сих пор сохраняет статус государственного уч­реждения. Реформы 1936-го и 1945 года вывели из сферы частных интересов всякое участие в управлении эмиссионным центром и упрочили государственный контроль, однако не урезали незави­симость управляющего по отношению к органам государственной власти и не сократили признанную за банком управленческую автономию.

В 1973 году в уставные документы были внесены очередные поправки. Состав Генерального совета претерпел серьезные изме­нения: советники стали назначаться не как представители опреде­ленных экономических и финансовых кругов, а исходя из их лич­ной компетентности. Существенно возросли полномочия Генераль­ного совета. Число ревизоров, представляющих государство, было сокращено с 2 человек до 1, но полномочия оставшегося ревизо­ра существенно возросли. За Министерством экономики и финан­сов было оставлено право одобрять распределение прибыли и раз­мер дивидендов.

Лишь в 1993 году с принятием Закона об Уставе Банка Фран­ции он стал в определенной мере независимым. Независимость Банка Франции обеспечивается тем, что на него возложена ответ­ственность за определение и проведение денежно-кредитной по­литики для обеспечения стабильности цен в рамках общей эконо­мической политики правительства, а также коллегиальностью его руководства.

Закон провозглашает принцип гласности и определяет усло­вия, на которых Банк Франции должен отчитываться за свою де­ятельность перед органами государственной власти. Предусмотре­но, что управляющий Банком Франции должен не реже раза в год направлять Президенту Республики и Парламенту отчет об опера­циях Банка, денежно-кредитной политике и ее перспективах. Кроме

того, информация о счетах Банка Франции доводится до сведе­ния Комиссий по финансам Национального собрания и Сената. Управляющий Банком Франции может заслушиваться Комиссия­ми по финансам обеих палат по их запросу и сам может попросить эти комиссии заслушать его.

Основным инструментом денежно-кредитной политики явля­ется регулирование процентных ставок, чья динамика непосред­ственно влияет на динамику валютного курса франка и на коли­чество денег в обращении. Кроме того, уровень процентных ста­вок, разница между краткосрочной и долгосрочной процентными ставками оказывают прямое воздействие на спрос субъектов эко­номики на кредиты и регулирует направление финансовых пото­ков между денежными вложениями и неденежными финансовы­ми активами. Механизм регулирования процентных ставок осно­ван на осуществлении кредитных интервенций на межбанковском рынке через кредитные аукционы или под залог векселей на срок 5—10 дней. Бывшим, более «грубым» инструментом денежно-кре­дитной политики являются обязательные резервные требования.

Режим обменного курса и паритет франка устанавливаются Правительством, а Банк Франции от имени государства и в рам­ках общих направлений валютной политики, формируемых ми­нистром экономики и финансов, регулирует соотношение фран­ка и иностранных валют.

Все упомянутые функции Банка Франции имеют в большей или меньшей степени непосредственно экономическую направ­ленность. Когда банк осуществляет выпуск банкнот для облегче­ния обращения ценностей малыми количествами; когда он дер­жит под контролем валютные курсы и проводит интервенции с целью поддержания в требуемых пределах той или иной валюты;

или же, в ещё большей степени, когда он вмешивается в работу денежного рынка с целью изменения в ту или иную сторону про- ;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Виды электронного банковского обслуживания
Сегодня любой банк во всем мире выполняет три основные функции: сбор денежных средств, их перемещение, и кредитование ими. Сбор денежных средств сам по себе стоит банку денег, на перемещени ...

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда ...

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
  ...