Убыточная деятельность банков объясняется не только прямым списанием ипотечных долгов на 150 млрд франков за 1990— 1995 годы вследствие кризиса рынка недвижимости, но и неплатежеспособностью средних и мелких предприятий-заемщиков, снижением объемов корпоративных кредитов, слишком поздним
переходом коммерческих банков к современным методам менеджмента и оценке кредитных рисков. Еще одна причина финансовых трудностей банков кроется в диверсификации их деятельности на международных рынках акций и облигаций в качестве финансовых консультантов и дилеров. Падение активности на этих рынках в 1994 году и в начале следующего года привело к снижению прибыльности этих операций.
В связи с тем, что большая часть руководителей банков и высших должностных лиц официальных властей являются выпускниками двух известных учебных заведений: Национальной школы администрации и Политехнической школы, они, как правило, всегда находят общий язык. Поэтому французские банки в большей степени, чем в других странах, решают проблемы, которые обычно входят в компетенцию исполнительных органов власти. В частности, они обеспечивают декларирование и взимание различного рода налогов для государства. Это приводит к росту расходов по управлению и общему снижению их рентабельности.
Вследствие неравномерного распределения промышленности по территории страны региональные французские банки (за исключением банков Парижского района, Лион-Гренобле, Эльзаса и ещё нескольких) обычно испытывают сложности с полным размещением свободных ресурсов.
Для преодоления перечисленных выше трудностей французские банки обостряли конкуренцию между собой. Во второй половине 90-х годов наблюдалось усиление рекламной кампании в попытках стимулировать спрос на заимствования. Частные банки также развернули кампанию против специальных финансовых учреждений, созданных под эгидой государства и пользующихся его поддержкой, а также против взаимных фондов и кооперативных обществ, которые неподотчетны акционерам и не всегда заботятся о прибыли, что негативно сказывается на функционировании финансового рынка.
Весьма интересной с точки зрения организации банковской системы является наблюдающаяся во Франции тенденция концентрации финансовых потоков (на долю 10 крупнейших банков приходится 80% совокупного баланса финансово-кредитных учреждений страны) одновременно с диверсификацией счетов клиентов (почти 95% общего количества счетов приходится на долю региональных учреждений).
Призывы коммерческих банков к ускорению реформы банковского сектора вызваны стремлением к переделу рынка вкладов
населения. Наиболее популярный сберегательный инструмент, так называемый Ливре А («сберегательная книжка»), предлагается только сберкассами и почтой. Аналогичным продуктом (Ливре Б) располагают кооперативные банки. На такую сберкнижку каждый француз может положить до 100 тыс. фр. под установленную государством процентную ставку (3,5%). Доходы вкладчика не облагаются налогом. Субсидии государства на эти вклады (общим числом 48 млн) составляют 750 млрд фр. Представители коммерческих банков считают, что наличие у сберкасс, почты и кооперативных банков льготных сберегательных инструментов мешает справедливой конкуренции французских кредитных институтов и является главной причиной их отставания от зарубежных банков. Почти триллион франков на депозитах Ливре А и Ливре Б находятся в институтах, не заинтересованных в получении прибыли. Для комбанков эти средства потеряны, поэтому они призывают дать право оперировать льготными сберкнижками всем французским банкам, а сберкассы преобразовать в кооперативные банки.
Первая сберегательная касса во Франции была открыта в 1818 году в Париже по инициативе Бенжамена Делессера и герцога де Ларошфуко-Лианкур с целью принятия сбережений от экономных и предприимчивых простых людей. Затем по её примеру были созданы другие кассы. А в 1835 году был принят первый закон, давший им статус частного общественно полезного учреждения. Сегодня их называют «публично-правовыми учреждениями, не преследующими цели извлечения прибыли», т.е. они могут в соответствии с их изначальным назначением привлекать средства и выдавать кредиты — в определенных пределах, но не распределяют чистой прибыли, полученной от этой деятельности. Эти средства должны ими использоваться либо для пополнения собственных средств, либо для обеспечения клиентам особых льгот. В 1837 году был принят новый закон, по которому функция хранения и управления собранными средствами была передана Депозитно-сохранной кассе. В последние два десятилетия французские сберегательные кассы расширили круг выполняемых операций и функций и постепенно превращаются в настоящие банки. В 1978 году они получили право открывать чековые счета и постепенно стали предлагать частным лицам все виды депозитных и сберегательных инструментов. В 1983 году сберкассы добились права направлять до 30% своих средств на предоставление ссуд предприятиям. К 1990 году они получили полную самостоятельность в использовании
Смотрите также
Банковская система. Денежно – кредитная политика и ее проявление в Республике Молдова
В работе показана сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система,
проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения,
тенденции ра ...
Вексель – как форма денежного обращения
Если заглянуть в
историю, то можно заметить, что вексель это первая форма ценной бумаги в
хозяйственной жизни общества. Вексель издавна применялся как удобное средство
для оформления расчет ...
Банковские риски
В условиях
перехода российского хозяйства к рыночной экономике и оживления
конкуренции в банковской сфере руководство любого банка понимает, что
банковской деят ...