Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 14

Не совсем благоприятные текущие тенденции французского банковского сектора выдвигают все более строгие требования к контролю над рисками. Для лучшего удовлетворения интересов инвесторов, вкладчиков и других пользователей прозрачной фи­нансовой информацией во французских банках, как и в большин­стве других, используется система внутреннего контроля. Она

включает в себя всю совокупность средств, позволяющих банку убедиться в том, что его деятельность направлена на достижение целей, поставленных исполнительным органом в полном соответ­ствии с регламентом, имеющимися людскими ресурсами и нор­мативами управления. Система внутреннего контроля является га­рантом четкого функционирования информационных систем, не­которые из которых прямо влияют на качество финансовой ин­формации.

Кроме того, значение внутреннего контроля возрастает с гло­бализацией банковской деятельности, финансовыми инновация­ми и расширением возможностей учреждений, что существенно изменило типы рисков. В одних областях появились новые риски, в других они стали более масштабными и сложными. Все это потре­бовало упорядочить процедуру и методы внутреннего контроля. Поэтому 1 октября 1997 года вступило в силу Положение Комите­та банковской и финансовой регламентации Франции о внутрен­нем контроле в кредитных учреждениях. Этот документ уточняет и дополняет действующие принципы с учетом французского и за­рубежного опыта. Данный документ призван повысить междуна­родный авторитет французской банковской системы.

Жесткая конкуренция на французском банковском рынке предъявляет особые требования к качеству обслуживания клиен­тов, так как оно позволяет сохранять и преумножать клиентуру. При этом среди слагаемых качества рассматриваются: прием по­сетителей, обработка документации, соблюдение сроков, уважи­тельное отношение к клиенту, индивидуальный подход, отсут­ствие ошибок в работе, ясность изложения в разговоре, учет по­желаний клиентов. Во многих французских банках созданы под­разделения, занимающиеся вопросами качества.

Профессиональным объединением французских банков явля­ется Ассоциация французских банков, в состав которой входят Французская ассоциация банков, представляющая банки в соб­ственном смысле этого слова по Франции, а также центральные органы банковских сетей — Национальная федерация сельскохо­зяйственного кредита, Профсоюзная палата народных банков, Национальная конфедерация взаимного кредита, Национальный центр сберегательных и страховых касс, Центральная касса коо­перативного кредита и Центральная федерация взаимного сельс­кохозяйственного и сельского кредита. Каждое банковское учреж­дение должно быть членом одного из профессиональных объеди­нений.

* * *

2000 год для французской банковской системы не только ру­беж столетий, но и год двухсотлетия Банка Франции. За прошед­шие годы мало что осталось от Банка, учрежденного Наполеоном Бонапартом. Вместе с тем банковское дело достаточно консерва­тивно и длительная история банка, как правило, располагает к доверию. И такое доверие к Банку Франции — заслуженное. Банк Франции постепенно органично расширил самостоятельность, не утратив при этом своих функций. Деятельность Банка прозрачна для органов государственной власти, в то же время это не мешает ему эффективно проводить денежно-кредитную политику в целях обеспечения стабильности цен. Эта деятельность находится в рам­ках общей экономической политики правительства. Налицо сис­тема противовесов, ограждающая правительство от соблазна вме­шаться в оперативную работу Банка и обеспечивающая согла­сованность действий Банка с общеэкономическим курсом страны.

Следует признать, что такая система является очень разум­ной, так как ни один центральный банк не в состоянии коренным образом изменить направление финансовой политики. Он в состо­янии лишь выступить демпфером для ошибок людей, проводящих в стране экономическую политику. Несогласованность или, еще хуже, разнонаправленность действий центрального банка и пра­вительства не может дать положительного результата, а приведет к переходу конструктивных споров в политическую борьбу, и, в конце концов, если политический вес руководства Центробанка окажется очень весомым, — к хаосу управленческих решений, фи­нансовым потрясениям и всеобщим отставкам. Поэтому разум­ным видится система отношений центрального банка и прави­тельства, в которой центральный банк независим в своей опера­тивной деятельности, но ориентируется на долгосрочную эконо­мическую профамму правительства, если такая, конечно, имеет­ся. Таким образом, необходимо признать приоритет правительства над центральным банком при его широкой автономии.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Виды кредитных денег, их характеристика. Особенности электронных денег
 Средство платежа - наиболее развитая функция денег. Она развивалась на базе усложнения хозяйственных связей, оказывая влияние на развитие и состояние банковских и финансовых систем, находясь ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Банковские риски
  В  условиях  перехода  российского  хозяйства  к  рыночной  экономике  и  оживления  конкуренции  в  банковской сфере  руководство  любого  банка  понимает,  что  банковской  деят ...