Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 14

Не совсем благоприятные текущие тенденции французского банковского сектора выдвигают все более строгие требования к контролю над рисками. Для лучшего удовлетворения интересов инвесторов, вкладчиков и других пользователей прозрачной фи­нансовой информацией во французских банках, как и в большин­стве других, используется система внутреннего контроля. Она

включает в себя всю совокупность средств, позволяющих банку убедиться в том, что его деятельность направлена на достижение целей, поставленных исполнительным органом в полном соответ­ствии с регламентом, имеющимися людскими ресурсами и нор­мативами управления. Система внутреннего контроля является га­рантом четкого функционирования информационных систем, не­которые из которых прямо влияют на качество финансовой ин­формации.

Кроме того, значение внутреннего контроля возрастает с гло­бализацией банковской деятельности, финансовыми инновация­ми и расширением возможностей учреждений, что существенно изменило типы рисков. В одних областях появились новые риски, в других они стали более масштабными и сложными. Все это потре­бовало упорядочить процедуру и методы внутреннего контроля. Поэтому 1 октября 1997 года вступило в силу Положение Комите­та банковской и финансовой регламентации Франции о внутрен­нем контроле в кредитных учреждениях. Этот документ уточняет и дополняет действующие принципы с учетом французского и за­рубежного опыта. Данный документ призван повысить междуна­родный авторитет французской банковской системы.

Жесткая конкуренция на французском банковском рынке предъявляет особые требования к качеству обслуживания клиен­тов, так как оно позволяет сохранять и преумножать клиентуру. При этом среди слагаемых качества рассматриваются: прием по­сетителей, обработка документации, соблюдение сроков, уважи­тельное отношение к клиенту, индивидуальный подход, отсут­ствие ошибок в работе, ясность изложения в разговоре, учет по­желаний клиентов. Во многих французских банках созданы под­разделения, занимающиеся вопросами качества.

Профессиональным объединением французских банков явля­ется Ассоциация французских банков, в состав которой входят Французская ассоциация банков, представляющая банки в соб­ственном смысле этого слова по Франции, а также центральные органы банковских сетей — Национальная федерация сельскохо­зяйственного кредита, Профсоюзная палата народных банков, Национальная конфедерация взаимного кредита, Национальный центр сберегательных и страховых касс, Центральная касса коо­перативного кредита и Центральная федерация взаимного сельс­кохозяйственного и сельского кредита. Каждое банковское учреж­дение должно быть членом одного из профессиональных объеди­нений.

* * *

2000 год для французской банковской системы не только ру­беж столетий, но и год двухсотлетия Банка Франции. За прошед­шие годы мало что осталось от Банка, учрежденного Наполеоном Бонапартом. Вместе с тем банковское дело достаточно консерва­тивно и длительная история банка, как правило, располагает к доверию. И такое доверие к Банку Франции — заслуженное. Банк Франции постепенно органично расширил самостоятельность, не утратив при этом своих функций. Деятельность Банка прозрачна для органов государственной власти, в то же время это не мешает ему эффективно проводить денежно-кредитную политику в целях обеспечения стабильности цен. Эта деятельность находится в рам­ках общей экономической политики правительства. Налицо сис­тема противовесов, ограждающая правительство от соблазна вме­шаться в оперативную работу Банка и обеспечивающая согла­сованность действий Банка с общеэкономическим курсом страны.

Следует признать, что такая система является очень разум­ной, так как ни один центральный банк не в состоянии коренным образом изменить направление финансовой политики. Он в состо­янии лишь выступить демпфером для ошибок людей, проводящих в стране экономическую политику. Несогласованность или, еще хуже, разнонаправленность действий центрального банка и пра­вительства не может дать положительного результата, а приведет к переходу конструктивных споров в политическую борьбу, и, в конце концов, если политический вес руководства Центробанка окажется очень весомым, — к хаосу управленческих решений, фи­нансовым потрясениям и всеобщим отставкам. Поэтому разум­ным видится система отношений центрального банка и прави­тельства, в которой центральный банк независим в своей опера­тивной деятельности, но ориентируется на долгосрочную эконо­мическую профамму правительства, если такая, конечно, имеет­ся. Таким образом, необходимо признать приоритет правительства над центральным банком при его широкой автономии.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Депозитная политика коммерческого банка
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средст ...

Валютный кассир
Современная банковская система сложилась в нашей стране за последние десять лет. До 1988 года функционировали только Государственный банк и три специализированных банка – Промстройбанк, Ж ...

Вексель и вексельное кредитование: содержание и российская практика применения в кредитных учреждениях
Ни один из инструментов современного финансового риска, кроме, конечно, са­мих денег во всех многочисленных проявлениях их экономических функций, не может сравниться по своей истории и знач ...