Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 18

В первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к функциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои учреж­дения девяти региональным госбанкам.

Процессу приватизации госбанков предшествовала их реструк­туризация и капитализация. Затраты на рекапитализацию, соста­вившие 1,9 млрд долларов, легли на правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году на базе соглашения с МВФ и Всемирным банком, предоставившими на эти цели 600 млн долларов. Позднее Всемирный банк выделил

ещё 450 млн долларов. В марте 1993 года был принят закон о фи­нансовой реструктуризации. До марта 1994 года были реструкту­рированы проблемные кредиты на сумму в 15,6 млрд злотых. В середине 1995 года процесс приватизации замедлился, за 1993— 1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков (Bank Kreditowy, Bank Slaski и Bank Przemislovo-Handlowy). Эллайд Айриш Бэнкс, Европейский банк реконструкции и развития и голландский Ай-Эн-Джи Бэнк Эн-Ви выкупили меньшую долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более привлека­тельные польские банки. После этого была принята «смешанная концепция приватизации», согласно которой часть государствен­ных банков должна была консолидироваться в финансовые груп­пы и лишь затем поэтапно приватизироваться.

Решение о слиянии было принято с целью усилить отечествен­ную банковскую систему в преддверии открытия банковского сек­тора для иностранных институтов в связи с присоединением Польши к Европейскому союзу в качестве ассоциированного члена.

Предусматривалось, что группы возглавят два крупнейших бан­ка — Банк Хандлови (Торговый банк) и банк ПКО СА, которые еще при социализме обладали значительной степенью самостоя­тельности и специализировались на валютных и торговых опера­циях. Целью консолидации было названо повышение конкурен­тоспособности национального банковского сектора по отноше­нию к иностранным кредитным институтам.

В рамках принятого Польским сеймом в апреле 1996 года зако­на и соглашения, подписанного между банками, банк ПКО полу­чил от государства 100% акций 3 банков: Банк Депозитови-Кре-дитови (Люблин), Поморски Банк Кредитови (Щецин) и По-вшечни Банк Господарчи (Лодзь). При этом банки сохраняли са­мостоятельность, но проводили общую финансовую политику. Новая группа по сумме баланса и по размерам собственного ка­питала заняла среди банковских институтов Польши первое мес­то, по размерам прибыли — третье место, по доле на рынке кли­ентских вкладов (22%) — второе место. В 1998 году эта банковская группа подлежала приватизации, причем в рамках реформы сис­темы социального обеспечения 51% акций предназначался пенси­онному фонду. От создания по такому же образцу второй банков­ской группы правительство отказалось. А Банк Хландеви был ус­пешно продан за более чем 1 млрд долларов.

В начале 1995 года решением Варшавского суда Агробанк, одно из крупнейших на тот момент частных кредитных учреждений Польши, был объявлен банкротом. Главной причиной банкрот­

ства явились накопившиеся безвозвратные кредиты. Банк не обес­печил себя вовремя резервами и после введения в законодатель­ном порядке положения о минимальных резервах оказался не в состоянии его выполнить. В результате банкротства пострадали мелкие хозяйства, имевшие счета в Агробанке, 20 сельскохозяй­ственных кооперативных банков, Государственный фонд поддер­жки инвалидов, государственная нефтехимическая промышлен­ность — всего 1900 вкладчиков с суммарными требованиями в размере 160 млн злотых. Банкротство Агробанка также поставило в тяжелое положение созданный незадолго до банкротства Гаран­тийный фонд польских банков, через который удовлетворяются требования большинства вкладчиков.

Описанный случай и многие другие, менее масштабные, сде­лали необходимым пересмотр рыночных условий для националь­ного банковского сектора. Эта работа была в целом завершена с принятием в июле 1997 года законов о банках и о центральном банке.

Основной целью закона о банках является приспособление банковского права к требованиям современной рыночной эконо­мики и Европейского союза, а также повышение надежности бан­ковского сектора.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Смотрите также

Денежно-кредитная политика Национального банка Киргизской Республики
Содержание: Введение                                                                                                  3 ГЛАВА1. Центральный банк и денежно-кредитная политика.     ...

Банковская система в условиях трансформационной экономики
Тема данной курсовой работы – банковская система в условиях трансформационной экономики. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь банки – это одно из центральных звен ...

Банковская система и малые предприятия
Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только сущ ...