Таким образом, в целом положение БПХ и входящих в него КБ оказалось далеко не благополучным, и возникла потребность в существенных преобразованиях. Больших затрат требовали ликвидация и реструктуризация системы БПХ и КБ в целом. В итоге
появился новый закон от 24 июня 1994 года «О реструктуризации кооперативных банков и Банка продовольственного хозяйства», предусматривающий три звена системы КБ:
1. Кооперативные банки. Учредителями КБ могут быть не менее 10 физических лиц или не менее 3 юридических лиц. Банк учреждается (с согласия НБП) и действует (управляется) по правилам кооператива. Основные решения принимаются по принципу: один пай — один голос. КБ вправе выполнять почти все функции обычного коммерческого банка, но только в пределах своей гмины.
2. Региональный банк (РБ) или региональное договорное объединение (центр) КБ. Банки добровольно входят в состав РБ, но обязываются оформлять вхождение типовым договором как его акционеры. Они вправе быть акционером только одного РБ (за некоторым исключением) своего региона, который учреждается и функционирует только в форме акционерного общества. Решения в РБ принимаются по принципу: один член (акционер) — один голос, т.е. независимо от количества акций, находящихся в собственности акционера. Акционерами РБ с согласия председателя НБП могут быть не только кооперативные банки, но акционеры, не являющиеся КБ, не имеют права голоса.
РБ вправе выполнять широкий спектр банковских функций, но только в пределах своего региона, границы которого определяются и изменяются самими РБ по согласованию с председателем НБП и министром финансов. Первоначально РБ были учреждены в городах Быдгощ, Кошалин, Краков, Люблин, Олштын, По-знань, Жешув, Варшава, Вроцлав.
Территориальная сфера деятельности РБ и КБ ограничивается законом с целью обеспечить предложение банковского продукта на селе и в местах, удаленных от крупных городских центров, предотвратив перелив банковского капитала в другие места его приложения.
По отношению к кооперативным банкам своего региона РБ выполняет функции банковского центра (представляет интересы, ведет текущие счета, счета обязательных резервов, межбанковские расчеты, кредиты в порядке рефинансирования, осуществляет надзорные функции и т.д.). Перед вышестоящим банком РБ представляет свое региональное объединение кооперативных банков как единое целое (например, представляет два финансовых отчета — отчет РБ как центра регионального объединения кооперативных банков и консолидированный отчет за все региональное объединение КБ).
3. Вышестоящий банк, функции которого возлагаются на преобразованный и реструктурированный БПХ. Банк организован и функционирует как АО. Его акционеры — РБ и Госказна (Министерство финансов). В число акционеров без права голоса допускаются и другие польские и международные фининституты, иностранные юридические лица. Решения в банке принимаются по принципу: одна акция — один голос. РБ входят в краевой банк по договору объединения.
Функции краевого банка сводятся в основном к координации деятельности входящих в него РБ и КБ. Он ведет текущие счета и счета обязательных резервов РБ, расчеты между ними, осуществляет вложения и поиск источников финансовых средств на польских и зарубежных финансовых рынках, проводит международные финансовые операции и т.д. Краевой банк также контролирует финансовое положение входящих в него региональных банков, отчисляет обязательные резервы в НБП за краевое объединение РБ, получает кредиты в порядке рефинансирования от НБП для РБ, осуществляет надзор за ними, выполняет другие функции краевого финансового и организационного центра.
Согласно закону БПХ и РБ обязаны создавать общий гарантийный фонд для оказания возвратной финансовой помощи кооперативным и региональным банкам своей системы (фонд формируется из их ежегодных взносов в размере до 5% от суммы на-логооблагаемого дохода), а также ипотечный фонд для предоставления ипотечных кредитов в размере до 60% стоимости залога.
Принятый закон, предусматривающий административно-экономическое давление на КБ, в целом необходимое для их выживания, в сочетании с финансовой помощью государства позволяет надеяться, что система КБ, РБ и БПХ в рыночных условиях не только выживет, но и укрепится, расширит свое присутствие и роль на финансовом рынке страны.
Смотрите также
Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в
нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму
хозяйствования и соответствовала административно-командным ...
Денежное обращение
Анализ
динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с
оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост
невозможно без решения пробл ...
Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998
г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям.
На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и
от ...