Лекция 3
Статьи о банковском деле и кредитовании / Банки (курс лекций) / Лекция 3
Страница 17

Таким образом, в целом положение БПХ и входящих в него КБ оказалось далеко не благополучным, и возникла потребность в существенных преобразованиях. Больших затрат требовали ликви­дация и реструктуризация системы БПХ и КБ в целом. В итоге

появился новый закон от 24 июня 1994 года «О реструктуризации кооперативных банков и Банка продовольственного хозяйства», предусматривающий три звена системы КБ:

1. Кооперативные банки. Учредителями КБ могут быть не ме­нее 10 физических лиц или не менее 3 юридических лиц. Банк учреждается (с согласия НБП) и действует (управляется) по пра­вилам кооператива. Основные решения принимаются по принци­пу: один пай — один голос. КБ вправе выполнять почти все функ­ции обычного коммерческого банка, но только в пределах своей гмины.

2. Региональный банк (РБ) или региональное договорное объе­динение (центр) КБ. Банки добровольно входят в состав РБ, но обязываются оформлять вхождение типовым договором как его акционеры. Они вправе быть акционером только одного РБ (за некоторым исключением) своего региона, который учреждается и функционирует только в форме акционерного общества. Реше­ния в РБ принимаются по принципу: один член (акционер) — один голос, т.е. независимо от количества акций, находящихся в собственности акционера. Акционерами РБ с согласия председа­теля НБП могут быть не только кооперативные банки, но акцио­неры, не являющиеся КБ, не имеют права голоса.

РБ вправе выполнять широкий спектр банковских функций, но только в пределах своего региона, границы которого определя­ются и изменяются самими РБ по согласованию с председателем НБП и министром финансов. Первоначально РБ были учреждены в городах Быдгощ, Кошалин, Краков, Люблин, Олштын, По-знань, Жешув, Варшава, Вроцлав.

Территориальная сфера деятельности РБ и КБ ограничивается законом с целью обеспечить предложение банковского продукта на селе и в местах, удаленных от крупных городских центров, предотвратив перелив банковского капитала в другие места его приложения.

По отношению к кооперативным банкам своего региона РБ выполняет функции банковского центра (представляет интересы, ведет текущие счета, счета обязательных резервов, межбанковс­кие расчеты, кредиты в порядке рефинансирования, осуществля­ет надзорные функции и т.д.). Перед вышестоящим банком РБ представляет свое региональное объединение кооперативных бан­ков как единое целое (например, представляет два финансовых отчета — отчет РБ как центра регионального объединения коопе­ративных банков и консолидированный отчет за все региональное объединение КБ).

3. Вышестоящий банк, функции которого возлагаются на пре­образованный и реструктурированный БПХ. Банк организован и функционирует как АО. Его акционеры — РБ и Госказна (Мини­стерство финансов). В число акционеров без права голоса допуска­ются и другие польские и международные фининституты, иност­ранные юридические лица. Решения в банке принимаются по прин­ципу: одна акция — один голос. РБ входят в краевой банк по дого­вору объединения.

Функции краевого банка сводятся в основном к координации деятельности входящих в него РБ и КБ. Он ведет текущие счета и счета обязательных резервов РБ, расчеты между ними, осуществ­ляет вложения и поиск источников финансовых средств на польских и зарубежных финансовых рынках, проводит международные фи­нансовые операции и т.д. Краевой банк также контролирует фи­нансовое положение входящих в него региональных банков, от­числяет обязательные резервы в НБП за краевое объединение РБ, получает кредиты в порядке рефинансирования от НБП для РБ, осуществляет надзор за ними, выполняет другие функции краево­го финансового и организационного центра.

Согласно закону БПХ и РБ обязаны создавать общий гаран­тийный фонд для оказания возвратной финансовой помощи коо­перативным и региональным банкам своей системы (фонд фор­мируется из их ежегодных взносов в размере до 5% от суммы на-логооблагаемого дохода), а также ипотечный фонд для предостав­ления ипотечных кредитов в размере до 60% стоимости залога.

Принятый закон, предусматривающий административно-эко­номическое давление на КБ, в целом необходимое для их выжи­вания, в сочетании с финансовой помощью государства позволя­ет надеяться, что система КБ, РБ и БПХ в рыночных условиях не только выживет, но и укрепится, расширит свое присутствие и роль на финансовом рынке страны.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Смотрите также

Безналичный расчет в Казахстане
Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным ...

Денежное обращение
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения пробл ...

Российские банки после кризиса
Банковская система России после кризиса 1998 г. находится в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. На первый план вышли проблемы урегулирования отношений с иностранными и от ...